В России число случаев мошенничества от имени служб техподдержки, заблокированных Avast за последние полгода (с декабря 2020 года по май 2021 года), увеличилось на 57% по сравнению с предыдущими шестью месяцами (с июня по ноябрь 2020 года). Как правило, в таких схемах используется тактика запугивания. Злоумышленники обманывают случайных жертв, которые сидят в Интернете, заставляя их поверить, что их компьютер заражен вредоносным ПО. Появляется всплывающее окно, в котором написано, что компьютер пользователя заражен вирусом или шпионским ПО, и единственный выход — позвонить на горячую линию техподдержки, в чем на самом деле нет никакой необходимости.
Как защитить себя и близких от мошенничества от имени служб техподдержки:
- Официальные службы техподдержки не звонят неожиданно. Мошенник будет утверждать, что он представитель отдела технической поддержки крупной ИТ-компании или известного поставщика. В этом случае стоит поступать так же, как и со всеми подозрительными звонками, — запросить номер и пообещать перезвонить, положить трубку, затем проверить номер через Интернет или телефонную книгу и перезвонить только в том случае, если вы полностью уверены, что номер официальный, и у вас действительно возникла проблема, которую необходимо устранить.
- Никогда не звоните по номеру телефона, если вы не нашли его сами на официальном сайте компании.
- Когда ищете в Интернете номер технической поддержки, не переходите по спонсируемым объявлениям вверху списка результатов поиска. Многие из этих сайтов покажутся официальными, но могут принадлежать компаниям-мошенникам, которые обманывают потребителей.
- Никогда не сообщайте по телефону данные своей карты, особенно для оплаты услуг, которые вы не заказывали.
- Никогда не передавайте контроль над своим компьютером третьим лицам, если это не технический специалист службы поддержки, в которую вы обратились самостоятельно.
- Всегда используйте антивирус.AvastFree Antivirus защищает от подозрительных всплывающих окон и постоянно проверяет устройство и интернет-среду на наличие уязвимостей.
- Делитесь с близкими информацией об этом виде мошенничества и о том, как его распознать. Объясните, что они могут обращаться к более технически подкованным людям из их окружения, и сами предлагайте им помощь.
Что делать, если вы столкнулись с мошенничеством от имени техподдержки:
∙ Если вы предоставили мошеннику удаленный доступ к своему компьютеру, отключите беспроводное соединение или отсоедините его от сетевого кабеля Ethernet. Обновите решение безопасности вашего компьютера и удалите компоненты, которые он определяет как проблемы. Возможно, потребуется создать резервную копию данных, очистить диски и перезагрузить операционную систему. Если не хотите делать это самостоятельно, отдайте компьютер специалисту по ремонту, которому вы доверяете.
∙ Если вы заплатили мошеннику кредитной картой, немедленно позвоните в банк или эмитент кредитной карты, чтобы по возможности отменить списание.
∙ Если вы сказали имя пользователя и пароль мошеннику, сразу же смените пароль. Если вы используете один и тот же пароль для других сайтов и служб, также поменяйте их. Используйте надежные пароли и регулярно проверяйте все учетные записи.