В прошлом году Valve недвусмысленно дала понять, что она не только умеет «делать» Half-Life, но и является источником кардинально новых игр. Team Fortress 2 стал практически идеальным киберснарядом, а Portal не стал греться в лучах славы Half-Life 2: Episode 2 – головоломка на движке Source сформировала вокруг себя преданное коммьюнити игроков и получила в свой адрес отнюдь не меньше комплиментов, чем очередные приключения Гордона Фримена. Когда случился анонс Left 4 Dead, стало понятно – ждать скромного по всем параметрам зомби-шутера не придется, так как уж кто-кто, а Valve что-нибудь придумает. И ожидания, к счастью, не подвели – перед нами, как любят выражаться зарубежные коллеги, новый игровой опыт, отказаться от которого стоит больших усилий.
В прошлом году Valve недвусмысленно дала понять, что она не только умеет «делать» Half-Life, но и является источником кардинально новых игр. Team Fortress 2 стал практически идеальным киберснарядом, а Portal не стал греться в лучах славы Half-Life 2: Episode 2 – головоломка на движке Source сформировала вокруг себя преданное коммьюнити игроков и получила в свой адрес отнюдь не меньше комплиментов, чем очередные приключения Гордона Фримена. Когда случился анонс Left 4 Dead, стало понятно – ждать скромного по всем параметрам зомби-шутера не придется, так как уж кто-кто, а Valve что-нибудь придумает. И ожидания, к счастью, не подвели – перед нами, как любят выражаться зарубежные коллеги, новый игровой опыт, отказаться от которого стоит больших усилий.
Жанр
|
зомби-шутер
|
Разработчик
|
Valve Software
|
Издатель
|
Valve Software/«Акелла»
|
Платформы
|
PC, Xbox 360
|
Дата выхода
|
23 ноября 2008 года
|
Системные требования
|
ОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 3 GHz или AMD Athlon 64 3000 . ОЗУ: 1 Gb (2 Gb для Windows Vista). Видеокарта NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9800Pro с объёмом памяти не менее 128 Mb. HDD: 7.6 Gb
|
Официальный сайт
|
Только не мой мозг!
Как нетрудно догадаться, появление на свет Left 4 Dead обусловлено той частью массовой культуры, которая восторгается фильмами ужасов. Всевозможные B-movie, «Кошмары на улице Вязов», «Пилы» и культовые образчики, вроде «Рассвета мертвецов» или «28 дней спустя» сформировали предельно четкое понимание понятия «зомби» – ожившая мертвечина на протяжении нескольких десятков лет поедает мозги зрителей и даже сформировала вокруг себя определенную субкультуру. Любой поклонник фильмов ужасов знает, что хоррором лучше всего наслаждаться в темной комнате, с выключенным светом и в плотной компании друзей. Прижавшаяся к плечу, в приступе непроизвольного страха, подружка; неожиданное появление зомби под дружный выдох компании – что может быть лучше? Valve справедливо решила, что лучше может быть только кооперативная игра в классическом ужастике.
Для того, чтобы понять алгоритм работы Left 4 Dead и по достоинству оценить всю гениальность разработчиков, следует всего лишь проигнорировать жалкий сингл и с головой окунуться в совместное прохождение игры. Цель каждой миссии, на первый взгляд, проста до невозможности – четырем выжившим жителям мегаполиса предстоит добраться до убежища, расположенном в нескольких кварталах от условной «базы». Понятное дело, простой прогулки не предвидится – колоритным героям будут вставлять палки в колеса «реактивные» зомби и дичь покрупнее, с которой придется немало повозиться. Но самое прекрасное заключается в том, что успех всего путешествия зависит не от личных навыков каждого из игроков, а от уровня командной игры. Сумеете перебороть эгоистичные черты характера, обеспечите напарникам прикрытие с тыла, сориентируетесь при появлении очередного босса – через час будете в безопасности. В ином случае группу ожидает провал – зомби в Left 4 Dead шустрые и мозги едят с невероятной быстротой.
Курильщик явно что-то хочет «обкашлять» со своей жертвой
|
Мир глазами зомби, оказывается, лишен ярких красок
|
На открытие всех «ачивок» уйдет немало времени
|
Такой парень явно не знаком со Всеобщей декларацией о правах человека
|
Ожидание следующей главы сопровождается статистикой, хорошо знакомой поклонникам Team Fortress 2
|
По своей структуре Left 4 Dead мало чем отличается от классического «ужастика», не единожды виденного в каком-нибудь задрыпанном кинотеатре. Как театр начинается с вешалки, старт игры сопровождается демонстрацией стильной киноафиши с перечислением каждого из «актеров». Седовласый ветеран, байкер, девушка и афроамериканец (из политкорректности, что ли, добавленный?) – неизменный состав любого эпизода Left 4 Dead. Локации вновь вызывают массу ассоциаций с кинематографом – городской район, сельская местность, лодочная база, кладбище, аэропорт, кукурузные поля, ферма… Присутствующий эффект старой кинопленки и финальные титры с перечислением достижений «актеров» не оставляют ни единого шанса усомниться в стилизации Left 4 Dead под киношный хоррор. Разработчиков можно пожурить разве что за отсутствие супермаркета, наводненного зомби – стараниями Джорджа Ромеро эта локация забронировала себе место в любой игре про ходячих мертвецов.
Уснуть в Left 4 Dead удастся вряд ли, так как события развиваются стремительно и непредсказуемо. Система динамической сложности работает без сбоев – каждый раз при загрузке уровня расположение врагов генерируется по новой, поэтому вызубрить места, в которых будет жарко, не удается. Впрочем, финал любого «фильма» полностью зависит от команды, которую далеко не всегда просто собрать. В случае нехватки людского «ресурса», с ролью одного из героев может справиться AI. Однако рассчитывать на большую помощь искусственного интеллекта при уровне сложности выше «нормы» не приходится – победу в большинстве самых трудных стычек удается одержать лишь при наличии голосовой связи и понимании партнеров с полуслова. Бездельников в Left 4 Dead не любят больше, чем где бы то ни было.
Ставя во главу угла командную игру, разработчики не переборщили со сложностью освоения Left 4 Dead – чтобы быть полезным напарником, вовсе не нужно тратить все свободное время на изучение «распрыжки» персонажа или оттачивание меткости. Все куда проще и нагляднее. Будучи окруженными зомби, герои могут банально расталкивать мертвечину прикладами. Двери можно открывать или высаживать несколькими очередями. Канистры с горючими веществами следует кидать под ноги охочей до мозгов толпе и эффектно поджигать всего одним выстрелом. Left 4 Dead даже прощает гибель одного или нескольких членов команды – если упавшего напарника, имеющего возможность отстреливаться из пистолета, не удалось вовремя «поднять», то его можно будет вернуть к жизни в одном из безопасных помещений.
Скоростные зомби и постоянная нехватка аптечек, с помощью которых можно врачевать не только себя, но и товарищей – далеко не самые главные трудности на пути героев. Регулярно Left 4 Dead подбрасывает куда более интересные задачки. Во-первых, на весьма обширных картах имеются бесхозные автомобили – в отсутствие хозяев их берегут сигнализации. Шальная пуля, попавшая в транспортное средство, тут же провоцирует вой «сигналки», на который радостно сбегается орда зомби. Во-вторых, регулярно происходят встречи с предводителями мертвечины – боссами. О близкой опасности каждый из них предупреждает характерным звуком, который незамедлительно прокомментирует один из героев. Утробный звук, словно кого-то сейчас вырвет, присущ Толстяку – монстр прицельно выворачивает содержимое живота на жертву, тем самым обрекая ее на атаку обычных зомби. Кашляющий Курильщик притягивает выживших языком, отрезая тем самым добычу от общего отряда. В Охотника трудно попасть, так как он совершает гигантские прыжки и в момент рвет человека когтями. Не меньшую опасность представляет из себя хныкающая в углах Ведьма – будучи разбуженным неосторожным светом фонарика, существо, предположительно женского пола, яростно атакует и сбивает с ног. Во всех смыслах «чемпионом» среди зараженных является монстр с внешностью Халка – громадина обладает длинным хелсбаром, кидается каменными глыбами и лишает героев как минимум половины здоровья при контакте с его огромным кулаком.
Мировая кинопремьера скоро на ваших экранах!
|
После очередной задержки авиарейса пассажиры решили съесть служащих аэропорта
|
Кажется, этот парень не питает симпатий к Бушу и Ираку
|
Взрывать содержимое живота такого «пупса» надо на почтительном расстоянии
|
Кто, @!$&#, только что активировал сигнализацию у машины?
|
Left 4 Dead разбита на четыре кампании (читай – самостоятельных «фильма») по пять уровней в каждой. Если учесть, что на прохождение одной «серии» уходит около часа, то общая продолжительность всей игры составляет примерно двадцать часов. Согласитесь, не так уж и мало для зомби-шутера, ориентированного прежде всего на мультиплеер. Недовольство вызывает лишь традиционно медленно работающий «апдейтер» Steam – после выхода очередного обновления игры ждать завершения загрузки приходится по несколько часов.
Нужны работники – зомби и Охотники!
Естественно, Left 4 Dead не ограничился кооперативом и синглом – имеется в игре и традиционный Deathmatch. Правила «Сражения», с первого взгляда, просты. Четырем выжившим героям противостоят четверо зараженных, которым достается не роль обычного «мяса», а отыгрыш за тех самых зомби-боссов. Задача первой команды – успешно преодолеть сопротивление монстров и добраться до убежища (как вариант – улететь на вертолете). Зомби ни в коем случае не должны допустить «хэппи-энда», сожрав бравую четверку как можно скорее. После завершения первой схватки команды меняются ролями, а затем происходит финальный подсчет очков.
Впрочем, очень скоро становится ясно, что «Сражение» в Left 4 Dead меньше всего походит на противостояние спецназа и САС из Call of Duty 4: Modern Warfare и уж тем более бесконечно далеко от традиционных перестрелок между «контрами» и террористами в Counter-Strike. Пробовать свои силы в «Сражении» стоит лишь тем игрокам, которые хотя бы раз успешно прошли Left 4 Dead в кооперативном режиме – иначе доставите лишь неприятности своим партнерам. Привычнее всего, разумеется, играть за выживших – сражение напоминает все тот же кооператив, разве что с резко поумневшими врагами. Быть зомби, оказывается, тяжело – несмотря на то, что возрождаться позволено каждые 30 секунд (предварительно убедившись в отсутствии рядом выживших), приходится проявлять смекалку и тщательно выбирать места для атаки. Всего пара выстрелов дроби – и Толстяк валится на спину, так и не успев окатить оппонентов пищевыми отходами. Охотник, поторопившийся с атакой, становится легкой добычей людей и подводит команду. Буквально каждый «поход» за мозгами при таком балансе оказывается испытанием не для слабонервных – приходится поджидать добычу в укромных местах, правильно выбирать время для атаки и координировать свои действия с товарищами по команде. Жаль только, что карт для «Сражения» маловато – устроить междусобойчик можно лишь в двух из пяти кампаний. Аэропорт, лодочная станция и ферма с кукурузным полем остаются доступными лишь для кооператива, поэтому рассчитываем на скорое появление дополнительных карт для «Сражения».
По кровожадности Left 4 Dead может конкурировать с Fallout 3
|
Бедные зомби… Опять остались голодными
|
При большом скоплении оживших мертвецов огонь оказывается наиболее эффективным средством
|
Охотник всегда встречает с распростертыми объятиями
|
Помимо всевозможных граффити, подземка кишит опасными монстрами
|
Left 4 Dead успешно подавляет сезонный авитаминоз, который было начался у любителей многопользовательских шутеров. В прошлом году в этом амплуа выступал Call of Duty 4: Modern Warfare – детище Infinity Ward заставило пересмотреть современную войну, познакомило с системой перков и достижений. Сейчас настало время бросить АК-47, взяться за дробовик и отправиться уничтожать зомби. Как это делается, мы уже не раз видели в фильмах – пора, наконец, сняться в главной роли.