Главная / Статьи / Фото / Кризис в кадре. Фотоитоги 2008 с оттенком макроэкономики

Кризис в конце 2008 года во многом заслонил предшествующие события. А ведь их было немало, в том числе, интересных для фотографа – любителя и профессионала. О тех событиях, о последствиях кризиса для фотопромышленности и прогнозах на следующий год будет эта статья. А заодно мы вспомним итоговый обзор прошлого года и посмотрим, какие прогнозы сбылись, а какие нет.

Кризис в кадре. Фотоитоги 2008 с оттенком макроэкономики

Кризис в конце 2008 года во многом заслонил предшествующие события. А ведь их было немало, в том числе, интересных для фотографа – любителя и профессионала. О тех событиях, о последствиях кризиса для фотопромышленности и прогнозах на следующий год будет эта статья. А заодно мы вспомним итоговый обзор прошлого года и посмотрим, какие прогнозы сбылись, а какие нет.

Кризис в кадре

Фотопромышленность – отрасль крайне инновационная. Успех в ней складывается из достижений в микроэлектронике (процессоры, матрицы, и,  в меньшей степени, память) и в точной механике (приводы объективов); а также изобретательности конструкторов, которые могут это соединить в новых комбинациях, и маркетологов, которые эти комбинации могут наделить смыслом, нужным потребителю и благополучно продать. Про оптику я не пишу – ее роль хоть и важна, но уже давно не инновационна.

Фотопромышленность во время кризиса не умрёт. Никто не будет закрывать фабрики и заводы. Ибо производство фототехники – это лишь верхушка айсберга, имя которому – технологии двойного назначения. Новые электронные прицелы с многократным увеличением, приборы ночного видения, системы целеуказания и распознавания образов – обратная сторона коробочек с цифрокамерами, стройными рядами выстроенных на парад в фотоотделах супермаркетов. К смежной продукции можно и нужно отнести промышленные системы наблюдения и контроля технологических процессов, системы безопасности, медицинское и биологическое оборудование, системы мониторинга земной поверхности.

В общем, даже в условиях мирового финансового кризиса фирмы-производители без работы не останутся и производство не закроют. Товарный дефицит в этой области нам не грозит. Более того, производители будут вынуждены снижать норму прибыли на свою продукцию, в том числе и гражданского назначения, дабы не уйти с рынка.

И вот мой прогноз на следующий год:

Цены на фототехнику будут падать. Притом существенно.

Так что если у вас есть некая сумма денег, которую хочется потратить на фотоаппарат – потратьте её на соль, спички, гречку, тушёнку и спирт. Новый год, по крайней мере, вы встретите с радостным чувством готовности к дальнейшим переменам.

А в следующем году заработаете и купите фотообновку. Наверняка вам придется потратить на нее меньшую, чем сейчас, сумму (даже возможно с учетом инфляции).

Ну а если денег на два фотоаппарата, так уж и быть, один купите, но перед этим тушенку и гречку – обязательно.

Ну, а на что же стоит обратить внимание, что новенького появилось в этом году?

Цифрозеркалки. Год полного… кадра

Наибольшее количество цифрозеркалок выпустила компания Canon. Представив в прошлом году профессиональную полнокадровую зеркалку, 1Ds mk III, Canon вывел мир на новый виток «гонки фотографических вооружений». И вот продолжение – анонсированная камера Canon EOS 5D Mark II – полупрофессиональная полнокадровая зеркалка с 21 мегапиксельным сенсором.

Canon EOS 5D Mark II – этим, в общем-то, сказано всё

Напомню, что 20МП – это теоретический предел разрешения для пленочного кадра 24х36мм. На практике хорошая профессиональная пленка на полном кадре позволяет сосканировать не более 12МП информации, а любительская – не более 5МП. Конечно, никто не мешает оцифровывать с бОльшим разрешением, но ничего, кроме мыла, мы не получим.

А тут – 22МП, притом с возможностью повышения ISO до 25600! Заявляется неплохая для полного кадра скорость – почти 4 кадра в секунду. Прошлогодний прогноз полностью подтвердился: Canon внедряет 20МП полный кадр на полупрофессиональные камеры, которые будут завоёвывать массовый рынок.

Таким образом, линейка камер Canon на конец 2008 года выглядит так:

  • 1Ds mk III – профессиональная полнокадровая камера, выпущена в конце 2007 года.
  • 1D mk III – профессиональная скоростная с форматом кадра APS-H, выпущена в III квартале 2007 года.
  • 5D mk II – полупрофессиональная полнокадровая зеркалка, новинка этого года. О ней речь шла выше.
  • 50D – полупрофессиональная камера с форматом кадра APS-C, новинка 2008 года.
  • 450D и 1000D – камеры начального уровня с форматом кадра APS-C, новинки 2008 года.

Несколько слов о последних трёх моделях.

Canon по-прежнему старается пересадить пользователей цифрокомпактов на зеркалки. Модели зеркалок начального уровня служат именно для этого. А дальше все происходит вполне закономерно: если у покупателя получается делать приличные кадры (а с зеркалкой это, все-таки, проще чем с цифрокомпактом), то очень скоро у него появится желание обновить оптику, а затем и перейти на более старшую модель, которая гордо носит наименование «полупрофессиональная». И если камеры 40D и 30D вполне соответствовали своему названию и своему времени, то 50D несколько озадачивает. По утверждению владельцев, она шумит сильнее, чем 40D, а ее разрешающая способность, несмотря на большее количество пикселей, не возросла.  Очевидно, что 50D – это следующая ступенька для владельцев 350D и иже с ними. А вот владельцам 30D и 40D, чтобы сделать апгрейд, нужно уже точить зубы на 5D mk II. А это уже совсем другая оптика.

Наследница и правопреемница Минолты – Sony A900

На пятки Canon серьёзно наступила Sony с выпуском зеркалки A900. Основное преимущество A900 перед конкурентами – система стабилизации изображения, осуществляемая сдвигом матрицы. Первая, кстати, в мире система стабилизации полнокадровой матрицы. Никаких тяжелых объективов с оптической стабилизацией и усложненной схемой. На выбор вся линейка объективов для соответствующего байонета, в том числе  топовые объективы с легендарным шильдиком ZEISS. А кроме современной продукции Sony – еще и заслуженные объективы Minolta. Так что сей бренд сохранит свою традиционную пользовательскую аудиторию. Мало того, Sony A900 будет интересна любому пользователю, присматривающему полнокадровую зеркалку, как новичку, необремененному запасами оптики, так и владельцу Canon с кропнутой  оптикой.

NikonD700 – полнокадровая зеркалка 2008 года выпуска

Что касается Nikon, то вышедшая полнокадровая D700 конечно порадует приверженцев бренда. А вот перетянуть на свою сторону кого-либо из противоположных лагерей сможет вряд ли. И дело не в качестве снимков, которое великолепно, а в банальной войне цифр. 24 МП у Sony против 12МП у Nikon при сходной цене – какие могут быть сомнения?

Больше, больше, БОЛЬШЕ

Пока японцы меряются полным кадром, Leica выпускает камеру Leica S2 с сенсором 45х30мм и 37,5 МП!  Понятно, что для нового сенсора требуется и соответствующая оптика. Поэтому Leica выпускает линейку новых объективов, предназначенных для S2. Камера насыщена фичами, перешедшими сюда из среднего формата. Например, дополнительно к ламельному затвору внутри камеры, в некоторых объективах устанавливается центральный затвор для лучшей работы со вспышкой. Если учесть, что гигантский сенсор смонтирован в корпусе, размерами с привычную зеркалку, восторг от новинки только возрастает. О цене данного великолепия скромно умолчим.

Leica S2 – цифровой средний формат в компактном корпусе

Примечательно, что Kodak практически одновременно анонсирует матрицу с такими же параметрами, предназначенную для установки в цифрозадники среднеформатных камер.

Компактная повседневная камера

Цифромыльниц было выпущено много, но говорить о них как-то не хочется…  Что мальчик, что девочка – какая цифромыльнице разница, кто нажмет спуск? Качество будет усреднено-предсказуемым. Картинка, обработанная новейшим процессором, с алгоритмами шумоподавления, улучшения резкости, цветности, контрастности и всего что только можно, наверняка понравится вашей бабушке и вашей дочке.

Хочется поговорить о чем-то выдающемся.

Sigma DP1, карманная камера с APS-C сенсором Foveon X3 и прайм-объективом, эквивалентным 28 мм, наконец, стала доступна для покупателей в минувшем году.

Её многие фотографы ждали с нетерпением. Однако она оправдала лишь надежды профессионалов, которые понимали, что ожидать от такой камеры и как они ею будут пользоваться. Для фотолюбителей слишком уж непривычной оказалась концепция камеры за 00 без привычного зума, зато с широкоугольным объективом. Корпорация Sigma, учитывая пожелания пользователей, выпускает в 2009 году камеру Sigma DP2, которая отличается от предшественницы объективом. Теперь его фокусное расстояние равно 41 мм в 35 мм эквиваленте. Сразу вспоминается пионерское детство и легендарная «Смена 8м» с её 40-мм объективом. Которого, насколько мне помнится, хватало практически на все случаи жизни. Что же, возможно жизненный цикл DP2 будет больше, чем у её предшественницы.

Sigma DP2 – римейк пионерской камеры Смена 8м с учётом технологий 21 века. Любой пионер, снимавший в той жизни на Смену, и добившийся уже в этой жизни успеха – must have

Напомню, что реально Sigma DP остаётся единственной компактной камерой, качество снимков и разрешение которой превосходит  разрешение и качество  цифрозеркалок начального уровня. При всех достоинствах камер Ricoh GX200 и GR DIGITAL II, с  диагональю матрицы 1,5 см им сложно угнаться за Sigma DP с её 3-слойной 2,5 см матрицей и 14 млн детекторами.

А еще одна выдающаяся конструкция, анонсированная еще в прошлом году – это камера Casio High Speed EXILIM EX-FH20. Сорок! (40!!!) 7-мегапиксельных кадров в секунду – вот скорострельность этой камеры. А видео можно снимать со скоростью до 1000 кадров в секунду, правда, в весьма небольшом разрешении – всего 224х56. Видео 480х360 можно снимать со скоростью 210 кадров в секунду.  Мне кажется, такая камера будет отличным подарком любому неравнодушному к исследованию мира подростку. А для спортсмена-экстремала она превратится в рабочий инструмент.

Мобильные телефоны в этом году оснащаются все более приличными камерами. Лично мне было очень сложно поверить в то, что современные камерофоны могут поспорить с иной цифромыльницей. Я если и привык ожидать чего-либо от фото с мобильного, так это только документализма, а не художественности и изобразительности. Конечно, телефонное фото можно было обработать, придав ему сходство с картиной, рисунком, или сделать коллаж из нескольких фотографий. Но чтобы телефон мог делать пристойные фотографии…

Тем не менее,  это произошло. К примеру, фотографии, сделанные мобильным телефоном Nokia N73 вполне достойны того, чтобы их распечатывать без обработки в формате 10х15. Так что, господа, настало время при покупке мобильника обращать внимание и на его камеру – вполне может пригодиться…

Кто б мог подумать еще пару лет назад, что снять такое способен мобильник? (фото взято с pbase.com)

Плёнка. Винтаж. СФ

Битву за репортажную фотографию плёнка проиграла. Вообще, для большинства фотозадач, применение цифры более оправдано экономически, менее затратно. Тем не менее, для плёнки остается еще очень большой круг задач – фотография в медицине, рентген, астрофотография, пейзажная, панорамная съемка, экспедиции. Окончательно плёнка не выйдет из игры, пожалуй, никогда.

Наверное поэтому компания Кодак после почти 10-летнего перерыва выпустила новую пленку, – Professional Ektar 100 Film с уменьшенной зернистостью, а Fuji продолжает выпуск своих замечательных компактных среднеформатных дальномерок и, более того, анонсирует новую раскладную модель – Fuji GF670.

Fuji GF670 с форматом кадра 67. Конструкция вечна и надёжна. Как АК-47

Популярность среднего формата растёт среди любителей фотографии. Массовая фотосъёмка на плёнку переходит в разряд хобби. То есть, процесса, где важен не только результат, но и удовольствие от проведенного времени.

И вот тут средний и большой формат предоставляют множество возможностей. Винтажная фототехника, иногда нарочито-брутальная, иногда волшебно-изысканная способна дарить своим владельцем радость, даже стоя на полке. Не говоря уж о процессе фотосъемки. Плёнка требует бережного к себе отношения. Процесс компоновки кадра и съемки, как правило, нетороплив и спокоен, что разительно отличается от современной суеты. Так что, 2009 году, несмотря на кризис и недешевую цену за кадр, пленочная фототехника среднего и большого формата будет, по-прежнему, пользоваться хорошим спросом.

Автор с одной из любимых игрушек – камерой Mamiya 645 1000S в «золотом» юбилейном исполнении. Тут к ней  пристёгнут 300 мм немецкий объектив  от Пентакона

Аксессуары

Китайцы осваивают все новые и новые виды фотопродукции. Разговор идет не о заводах, которые открывают различные бренды на территории Китая для производства фототехники – этим уже никого не удивишь. Китайцы уже копируют фототехнику и затем её производят «под чужим именем». Однако этот процесс пока поддаётся контролю, ибо делать большие фотосенсоры китайцы пока не умеют.  Правда, для выпуска цифромыльниц и камерофонов у Народного Китая уже есть все необходимые собственные производства. Как всегда, патентное право не особо волнует жителей Поднебесной, но широкий доступ на международные рынки китайской фототехнике будет закрыт, как это в свое время произошло с фототехникой советской.

Зато в производстве аксессуаров, где патенты обойти гораздо проще, китайская продукция теснит западных производителей. К примеру, недавно мне в руки попал углепластиковый штатив BENRO Travel Angel C-169m8. Он сильно напомнил мне модель другого известного производителя, которая продаётся по цене в 2 раза большей. Конечно,  небольшие конструктивные изменения есть. Впечатления от пользования этим штативом остаются самые благоприятные. Лёгкий, всего 1кг, устойчивый, пятисекционный (плюс центральная стойка) – он очень удобен.

BENRO Travel Angel C-169m8. В сложенном виде – малыш, в разложенном – великан. При собственном весе 1,1кг рассчитан на нагрузку 8кг

То же касается чехлов, сумок, аккумуляторов, зарядных устройств и многих прочих аксессуаров…  Правда, при покупке многих китайских товаров до сих пор действует принцип лотереи – повезет, или не повезет…

Ну вот ты меня заполучил… что мы будем делать?

Такой вопрос могла бы задать хорошая фотокамера своему новому владельцу. Ответ – снимать. Вопрос, что же делать с этими снимками потом? В особенности, если снимки удаются, а их сюжет выходит за пределы банального «мы с тётей Машей, а сзади ноги – это памятник».

Пока фотолюбители ограничиваются в основном тем, что размещают свои фотографии в блогах и на фотофорумах.

А между тем, цветная фотопечать становится все доступнее. Фотографии большого размера (минимум А4) – замечательное средство для того, чтобы внести в оформление помещения новое настроение. На западе многие кафе, офисы, магазины пользуются услугами фотографов-любителей для того, чтобы время от времени внести разнообразие в интерьер. Платой, зачастую, является удовлетворение художника от востребованности собственных работ.

Да и количество людей, предпочитающих бумажные фотографии безликому забытому в дереве подкаталогов файлу, по-прежнему огромно. Так что, принтеры для фотопечати по-прежнему будут пользоваться спросом. В особенности, с установленной системой подачи чернил.

Из наиболее оптимальных решений на конец 2008 года могу рекомендовать принтер Epson R270 или R290 для фотопечати формата А4 и Epson 1410 для фотопечати формата А3. Разумеется, с системой подачи чернил капсульного типа.  Тем более что проблемы со сбросом счетчиков отработки для данных принтеров решены.

Фотография традиционно совмещается  с турпоездками, геокешингом и прочими видами активного отдыха. А ведь по итогам поездки можно организовать и фотовыставку – пусть для небольшого круга друзей, в пределах квартиры – это гораздо эффектнее просмотра на мониторе.

Я надеюсь, что в будущем общение фотографов и сочувствующих все больше будет смещаться от обсуждения технических вопросов к вопросам творческим. Многим участникам фотосайтов давно пора выходить за пределы Интернета, органично вливаясь в реальную жизнь. Совместные выезды или выставки, клубы и встречи для обмена опытом и объединения ресурсов, — да мало ли возможностей для творчества и общения? Ведь как и 100 лет назад, снимает все-таки фотограф, а не фотоаппарат, а счастье измеряется не количеством денег.

Так что в новом году желаю вам, дорогие читатели, раскрывать свой творческий потенциал, делать кадры, ценные для вас и ваших близких, всяческих фотоуспехов – и всё это, разумеется, на фоне общего материального благополучия.

О

проверьте также

Toshiba EXCERIA SDXC 64Gb: создано для профессионалов

Карта памяти Toshiba EXCERIA SDXC 64Gb станет верным и надежным спутником профессионального фотографа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

WP Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com